USSD-банкинг
Решение для предоставления услуг ДБО через USSD-канал
(развертывается на стороне банка *)
USSD-банкинг - это удобный способ управления счетами с помощью мобильного телефона в несколько нажатий. Работает мгновенно, на любом GSM-телефоне, не требует доступа к Интернет и установки приложений.
Почему именно USSD-сервисы?
- удобные и знакомые клиенту – для использования USSD-сервиса клиенту банка надо набрать лишь одну команду: символ «звездочка», код из трех цифр, символ «решетка» и нажать кнопку вызова,
- безопасные (сообщения нигде не сохраняются, обмен данными происходит через сигнальную сеть оператора, куда попасть извне практически невозможно),
- быстрые (обмен сообщениями происходит мгновенно),
- бесплатные (USSD-cервис бесплатен для абонента, в том числе при нахождении в роуминге, доступен при отрицательном балансе телефона)
Как использовать USSD-банкинг?
Клиент набирает на своем мобильном телефоне команду: символ «звездочка», код из трех цифр, символ «решетка» (например,*123#) и попадает в разветвленное USSD-меню системы, где в режиме пошагового диалога может совершить необходимые операции со своими счетами. На каждом шаге клиент отправляет ответ (как правило, одну цифру) на предложенный ему в диалоге запрос.
Типовой функционал USSD-банкинга
- проверка остатка на счете,
- запрос мини-выписки,
- блокировка и активация пластиковой карты,
- оплата мобильного телефона и услуг провайдеров,
- переводы между своими счетами,
- типовой перевод в другой банк,
- просмотр информации о задолженности по кредиту,
- заявка на кредит,
- подключение или отключение услуг,
- шаблоны операций.
USSD-банкинг является дополнительным каналом ДБО и может включать практически весь спектр услуг, которые банк предоставляет через другие электронные каналы (такие как Интернет-банк или мобильный банк).
Безопасность и надежность USSD-банкинга
- сервис развертывается на серверах на стороне банка,
- все соединения с операторами сотовой связи осуществляются по защищенному протоколу,
- все USSD-сообщения, которыми обменивается система с клиентом, не сохраняются в памяти телефона и не могут быть восстановлены в случае потери или кражи телефона,
- распоряжения клиента могут дополнительно заверяться личным паролем,
- доступ к сервису возможен для абонента только с заранее авторизованного номера мобильного телефона,
- если клиент долго не совершает никаких действий, то USSD-сессия автоматически завершается.
Преимущества USSD-сервисов для клиентов
Удобство
- для работы в системе клиенту нужно запомнить всего одну USSD-команду,
- интерактивное диалоговое взаимодействие клиента с банком происходит в режиме реального времени, практически моментально,
- USSD-сервисы имеют интуитивно понятное визуальное меню,
- возможно формирование индивидуальных шаблонов частых и типовых операций клиента,
- не бывает очередей при обращении к сервису.
Доступность
- круглосуточная доступность USSD-сервисов из любой точки мира, где есть GSM-сети,
- USSD-сервисы доступны с любого GSM-телефона даже самой устаревшей модели,
- сервис бесплатен для абонента и не требует дополнительных затрат в роуминге,
- доступ в Интернет не требуется,
- не нужно загружать и устанавливать специальные приложения,
- USSD-сервисы продолжают оставаться доступными и при отрицательном балансе телефона.
Сокращение операционных затрат банка
На сегодняшний день в России смартфонами пользуются только 40% населения. Таким образом, оставшиеся 60% не имеют возможности воспользоваться телефоном для самообслуживания в Интернет-банкинге.
Благодаря доступности, простоте, и главное, умению пользоваться USSD-каналом большинством взрослого населения (используется всеми абонентами для проверки баланса на телефоне, независимо от возраста и продвинутости), внедрение USSD-сервисов обеспечит банку самый широкий охват и массовое распространение мобильного самообслуживания среди клиентов, и, как следствие, снижение операционных затрат.
Внедрив даже минимальный USSD-функционал, например, проверку остатка на счете и получение информации о задолженности по кредиту, сроках и способах погашения, банк может существенно снизить нагрузку на call-центр.
Дополнительный функционал USSD-решения компании ВИНГС
- массовая рекламная USSD-рассылка,
- оценка качества работы оператора call-центра (USSD-запрос приходит на телефон клиента по завершению звонка),
- USSD-опросы, обратная связь,
- отправка разовых паролей по USSD (это является более безопасным способом, чем отправка разовых паролей по SMS, поскольку USSD-сообщения не сохраняются в памяти телефона),
- подтверждение оплаты (клиент получает USSD-сообщение с просьбой подтвердить операцию, и ответной USSD-командой клиент дает разрешение на списание средств).
USSD-сессии могут инициироваться как клиентом, так и банком.
Получение USSD-номеров и подключение напрямую к операторам
Наиболее рациональной схемой организации USSD-банкинга в России на сегодняшний день является:
- развертывание промышленного USSD-решения на серверах на стороне банка,
- заключение банком прямых договоров с крупнейшими сотовыми операторами и получение единого трехзначного USSD номера (например, *123#),
- подключение USSD-решения напрямую к USSD-шлюзам сотовых операторов, минуя посредников в виде провайдеров и агрегаторов.
Такая схема является более безопасной с технической и юридической точек зрения, а также экономически выгодной, поскольку в цепочке нет посредника в виде провайдера, отсутствуют наценки на его услуги, нет зависимости от него.
В рамках внедрения программного продукта для USSD-банкинга наша компания готова оказать профессиональное содействие и консультации (в том числе поиск и организацию оптимального варианта подключения), а также осуществлять координацию всех вопросов взаимодействия между банком и операторами.
Независимость от провайдеров
За последний год ситуация с ценообразованием и условиями работы с SMS и USSD в России коренным образом изменилась, и теперь подключение через провайдера или агрегатора не имеет экономических преимуществ перед прямым подключением к сотовым операторам. Вследствие последних изменений законодательства возникла необходимость прямых договорных отношений банков с сотовыми операторами, как минимум, для рассылки SMS. Последние рыночные тенденции также свидетельствуют о том, что сотовые операторы РФ сами заинтересованы в работе с банками напрямую.
Прибегать к услугам провайдеров или агрегаторов имеет смысл только в случае, когда сотовый оператор по каким-то причинам отказал банку в прямом договоре и подключении. Тогда от провайдера необходим только прозрачный пропуск всего USSD-трафика от оператора без каких-либо изменений или преобразования протоколов, а вся логика работы сервиса, включая формирование USSD-меню и обработку всех USSD-сообщений должна располагаться на стороне банка, а не провайдера. Это позволяет избежать риска зависимости от провайдера.
Важно отметить, что в случае запуска банком USSD-сервиса не самостоятельно, а в виде внешней услуги с помощью провайдера (т.е. если сервис размещен у провайдера и интегрирован по API с банковскими системами, или же провайдер установил свои модули в банке) - зависимость кредитной организации от такого посредника будет значительно более сильная, чем от провайдеров SMS-рассылок, которых при использовании стандартных протоколов отправки SMS можно относительно безболезненно менять или пользоваться услугами сразу нескольких SMS-провайдеров.
После запуска USSD-банкинга в коммерческую эксплуатацию заменить такого USSD-провайдера или начать работать с операторами напрямую без участия провайдера будет крайне сложно, в связи с уже проведенными работами по интеграции с банковскими системами. Кроме того, в отличие от SMS-рассылок, нельзя иметь резервного провайдера USSD-банкинга (поскольку запросы инициируются абонентом, а не банком).
Все это увеличивает риски банка, связанные с единственным поставщиком услуги. Поэтому важно с самого начала выбрать правильную схему работы - без участия посредника.
Альтернативная практика
Ранее в России существовала практика, когда провайдеры могли устанавливать собственные SMS/USSD-шлюзы к одному или нескольким сотовым операторам, получать за счет этого значительное снижение стоимости, и отправлять с помощью такого шлюза SMS и USSD-сообщения абонентам, в том числе, и других сотовых операторов.
Цены на USSD в этом случае обычно ощутимо дешевле аналогичных цен у оператора. Для инициации USSD-сессии абонент может использовать не сервисный номер (например, *123#), а следующие механизмы: абонент звонит на городской номер или номер 8-800, звонок сбрасывается и абонент получает доступ к USSD-меню; другим вариантом открытия USSD-сессии может быть отправка клиентом SMS.
Однако в течение последнего года основные сотовые операторы РФ целенаправленно борются с рассылочным трафиком, приходящим из других сетей: ограничивают или полностью закрывают его. Таким образом, качественную и надежную услугу USSD-банкинга в РФ можно организовать только через подключение к USSD-шлюзу каждого оператора.
Такого рода альтернативную практику можно использовать для USSD-сервисов, не требующих надежности, например, в рекламных USSD-рассылках или опросах.
Решение компании «ВИНГС» поддерживают вышеупомянутые альтернативные механизмы инициации USSD-сессии и работу с такими USSD-провайдерами, но не рекомендует использовать их для USSD-банкинга.
Внедрение «под ключ»
Компания оказывает полный спектр услуг для запуска USSD-банкинга, включая:
- установку программного продукта на стороне банка,
- конфигурирование и адаптацию в соответствии с требованиями банка,
- интеграцию с банковскими системами (необходимость доработок и изменений в системах банка сводится к минимуму или нулю),
- подключение к операторам и провайдерам (помимо решения технических вопросов, мы оказываем всю необходимую консультационную поддержку, связанную с подключениями к операторам, а также координируем все вопросы взаимодействия между банком и операторами, при необходимости - провайдерами),
- обучение администраторов и пользователей банка,
- сопровождение решения (в том числе, в режиме 24x7),
- доработки по требованию банка.
Почему именно мы
Мы не являемся провайдером. Мы помогаем банку построить и развивать собственную инфраструктуру с прямыми подключениями к сотовым операторам на базе промышленного USSD/SMS-решения, имеющего более 100 инсталляций, в том числе в крупнейших банках РФ (в частности, в банке ВТБ24 с 2007 года).
Наличие собственной системы, внедренной в банке, обеспечивает большую безопасность, независимость от провайдеров и экономическую эффективность.
Быстрое внедрение и безболезненная интеграция. Благодаря обширным интеграционным возможностям решения, необходимость вносить изменения в банковские системы отсутствует или минимальна, поскольку максимально используются существующие в этих системах механизмы и интерфейсы для интеграции.
Надежное, масштабируемое и гибкое решение компании ВИНГС позволяет построить любые USSD-сервисы и не требует от пользователя знания деталей USSD-технологии.
Мы готовы предоставить всесторонние консультации и решение всех технических вопросов, связанных с USSD-подключениями к операторам сотовой связи и провайдерам.
Наша компания имеет многолетний опыт запуска и сопровождения USSD-услуг и взаимодействия с более чем 100 сотовыми операторами в разных странах.
Варианты приобретения программного обеспечения USSD-банкинг от компании ВИНГС
1. Разовая или поэтапная покупка программного обеспечения, с последующей опциональной оплатой пост-гарантийной технической поддержки.
2. Ежемесячные выплаты за программное обеспечение и техническую поддержку.
Стоимость программного обеспечения зависит от количества пользователей USSD-банкинга или USSD-транзакций в единицу времени.
Остались вопросы? Позвоните нам по телефону: +7 495 225-44-09 и закажите презентацию продукта